тел: (812) 6666-100
Щиты берут под защиту
Владельцы рекламных щитов получили надежду сохранить их без дополнительных затрат до 2016–2017 гг. Депутаты-единороссы предложили изменить закон «О рекламе», чтобы продлить действующие договоры на установку щитов еще на пять лет автоматически. Если поправки не примут, в ближайшие два года почти все щиты будут заново проданы на торгах.
Свыше 90% из примерно 100 тыс. всех отдельно стоящих рекламных конструкций в стране установлены на государственных и муниципальных землях, утверждают в исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик». В соответствии с поправками к закону «О рекламе», вступившими в силу с 1 июля 2008 г., владельцы этих конструкций могут заключить (в том числе продлить) договоры на их установку и эксплуатацию исключительно по результатам торгов. При этом в торгах запрещено участвовать компаниям, занимающим более 35% «в сфере распространения наружной рекламы» на уровне муниципалитета, а для Москвы и Петербурга – на уровне всего города (доли рассчитываются как соотношение площади всех конструкций, принадлежащих компании и аффилированным с ней лицам, к общей площади всех рекламоносителей на обозначенной территории). В отдельных регионах крупные операторы уже занимают более 35% местного рынка, как, например, News Outdoor в Нижнем Новгороде, признают в «ЭСПАР-Аналитик». Но в Москве в торгах могут участвовать все: по данным на май 2010 г., доля News Outdoor в столице составляет 24,5%, группы Gallery – 9,8%, компании «Вера-Олимп» – 7,2% (в эту оценку не включены площади перетяжек и конструкций небольшого формата).
Любой договор по закону может быть заключен на пять лет, после чего должны пройти новые торги. Действующие договоры с властями у большинства операторов, напоминает гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин, истекают в 2011-2012 годах, затем может наступить настоящий передел отрасли.
Депутаты-единороссы Владимир Головнев и Ильдар Гималетдинов предлагают разрешить нынешним владельцам рекламных конструкций автоматически продлить истекающий договор на пять лет, но только один раз. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в ст. 19 и ст. 33 ФЗ «О рекламе» они направили в Госдуму 28 июня. По замыслу авторов, продлить соглашение сможет только оператор, чья рыночная доля не превышает 35%, при этом он должен «надлежащим образом исполнять свои обязанности по договору» (подразумевается отсутствие задолженности и т. п.) и за два месяца до истечения контракта уведомить собственника земли, на которой расположена конструкция, о желании продолжить работу.
Господин Головнев пояснил «Ъ», что предложение является посткризисной мерой. По оценке «ЭСПАР-Аналитик», в 2009 г. доходы операторов наружной рекламы упали на 41%, до 27,3 млрд руб. «Ослабленные кризисом предприятия малого и среднего бизнеса не смогут противостоять на торгах крупных игрокам с большими финансовыми ресурсами, – говорит депутат. – В результате на рынке могут остаться всего три-пять компаний-монстров». По его прогнозу, первое чтение законопроекта может состояться этой осенью.
В мае депутаты Михаил Мусатов (ЛДПР), Иосиф Кобзон («Единая Россия») и Владимир Комоедов (КПРФ) уже внесли в Госдуму поправки к закону «О рекламе», согласно которым операторы, являющиеся представителями малого и среднего бизнеса, могут без торгов продлевать договоры до 1 июля 2015 г.. Но этот законопроект, в отличие от предложений господ Головнева и Гималетдинова, дает одним операторам преимущество перед другими, отмечает Андрей Березкин.
Перспектива массовых торгов в 2011–2012 гг. снизила инвестиционную привлекательность отрасли, подтверждали во французской группе JCDecaux. В ближайшие два года JCDecaux не интересны какие-либо покупки в России, заявлял в январе содиректор группы Жан-Франсуа Деко. «В 2012-м истечет большинство контрактов (у местных операторов. – «Ъ»), что будет для нас прекрасной возможностью», – пояснял он.
Сергей Соболев